• Телефон: +7 (978) 705-87-42

  • Эл. почта: 4power@inbox.ru

ГЛАВА КРЫМСКОЙ ФАС: «ШТРАФЫ НАЛОЖИТЬ МОЖНО, СНИЗИТЬ ЦЕНЫ – НЕТ»

ГЛАВА КРЫМСКОЙ ФАС: «ШТРАФЫ НАЛОЖИТЬ МОЖНО, СНИЗИТЬ ЦЕНЫ – НЕТ»

Как закончилась история с картельным сговором нефтетрейдеров, когда ждать снижения стоимости товаров на полуострове и как бороться с практикой протаскивания «нужных» подрядчиков на тендерах – об этом и многом другом рассказал в интервью «4етвертой власти» руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Евгений Костюшин.

Евгений Константинович, скоро будет год как вы находитесь в должности Главы УФАС по Республике Крым и городу Севастополю. Можно ли подвести итоги работы?

Отвечая на вопрос, надо учитывать два фактора. Первый: как правило, отчетным периодом в государственных органах является полный календарный год. Год еще не закончен, поэтому окончательные выводы делать рано. Можно говорить только об общих тенденциях. И второй фактор: при оценке госслужащих всегда возникают затруднения, что взять за показатель работы - сумму взысканных штрафов, количество рассмотренных обращений или что-то еще? Если говорить о таких показателях, то, например, сумма взысканных штрафов выросла в 2,5 раза. Но мы исходим из того, что наша работа должна оцениваться, прежде всего, людьми, которые к нам обращаются, ну и, конечно же, непосредственно руководством Федеральной службы. Объективно можно сказать, что уровень доверия к организации растет. Об этом свидетельствует увеличение почти на четверть количества обращений. Люди верят, что могут обратиться к нам и получить поддержку.

О СНИЖЕНИИ ЦЕН: «ОТКРЫТИЕ МОСТА ДАСТ МОЩНЫЙ ТОЛЧОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ»

Приступив к обязанностям, вы заявляли, что собираетесь сосредоточиться на борьбе с завышенными ценами в торговых сетях. Что было сделано в этом направлении?

В прошлом году были проведены проверки торговых сетей. В соответствии с законом о торговле ни одна торговая сеть у нас не занимает доминирующего положения. Мы мониторим ситуацию. Пока оснований для мер антимонопольного реагирования не имеется.
Открытие крымского моста должно было снизить стоимость импортируемых с материка товаров, однако этого не произошло, в чем причина? 

Предлагаю не обобщать. Можно сейчас позвонить своим знакомым в любой другой российский город и сравнить цены. Выберите, например, мясо курицы, батон хлеба и новый автомобиль LADA. Уверяю Вас, сравнение не всегда будет в пользу других городов. Цены на товары формирует не только логистическая составляющая, а общая рыночная ситуация: конкуренция, прежде всего. И здесь следует говорить о ее развитии. Это не может произойти одномоментно. Но открытие моста, безусловно, дает для этого мощный толчок.

О СМЕРТИ КУРАЕВА: «ЧУЖОЙ ВОРОХ ВОРОШИТЬ — ТОЛЬКО ГЛАЗА ПОРОШИТЬ»

Гибель вашего предшественника Тимофея Кураева Следственный комитет квалифицировал как доведение до самоубийства. Испытывали ли вы противоречивые чувства, когда вам поручили возглавить крымское ФАС?

Следствие еще идет. Какие по результатам будут сделаны выводы - неизвестно. Народная пословица гласит: «Чужой ворох ворошить — только глаза порошить». 

О КАРТЕЛЬНОМ СГОВОРЕ: «МЫ НЕ МОЖЕМ СНИЗИТЬ ЦЕНЫ В СИЛУ ЗАКОНА»

Картельный сговор крымских нефтетрейдеров, в котором их обвинило ведомство еще при Кураеве, был доказан. Можете подробнее рассказать об этом деле, в чем конкретно они обвинялись, о каком превышении цен шла речь? Обязаны ли они по суду были их снизить или решение ограничивалось штрафом?

Действующее законодательство не предусматривает государственного регулирования цен на моторное топливо. Меры антимонопольного реагирования применяются в случаях, предусмотренных статьями 10, 11 Федерального закона 135-ФЗ «О защите конкуренции». 
Попытаюсь объяснить популярно: в первом случае идет речь о том, когда какой-то крупный игрок на рынке начинает злоупотреблять своей рыночной властью. И здесь идет речь не только о завышении цены. Классический пример, который многим известен, это когда Джон Рокфеллер построил альтернативный своим конкурентам нефтепровод, брал с нефтяников символическую плату до тех пор, пока его конкуренты не разорились и их трубопровод не обанкротился и не был выкуплен Рокфеллером. А затем, оставшись монополистом, он задрал цену.
И второй случай, когда должны реагировать антимонопольные органы, это случаи сговора между продавцами и производителями с целью поддержания определенного уровня цен.
Т.е. антимонопольный орган не следит за ценой, а следит за тем, чтобы эта цена имела рыночную, а не спекулятивную основу.
По упомянутому вами случаю, мы обвинили крупных нефтетрейдеров в сговоре, а именно в том, что летом 2015 года они без экономически обоснованных причин повысили одновременно цены на рубль. По результатам рассмотрения были наложены штрафы. 
Выдать предписание и обязать снизить цены антимонопольный орган не может в силу закона. К тому же, на момент рассмотрения изменилась рыночная конъюнктура. Такие дела быстро не рассматриваются. В основе доказательственной базы всегда лежит большое экономическое исследование, сравнимое по объему с докторской диссертацией по экономике. В Европе, например, антимонопольные дела расследуются десятками лет.
«РАССМАТРИВАЕТСЯ ДЕЛО В ОТНОШЕНИИ КОМПАНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУОСТРОВ НЕФТЕПРОДУКТАМИ»

 В Крыму по-прежнему цены на топливо самые высокие в России. Главы этих компаний, считая необоснованными обвинения со стороны ФАС, ссылаются на то, что покупают топливо по стоимости, определяемой на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, ограничены в наценке и чуть ли не работают в убыток, закладывая в цену логистику, аренду земли и другие расходы. Как на ваш взгляд обстоит дело со стоимостью топлива в Крыму? Почему такие цены? Сейчас они обоснованы? 

Повторюсь: цены на топливо государством не регулируются. Мы смотрим за тем, чтобы цена была рыночной, а не спекулятивной. Для этого осуществляется ежедневный мониторинг.
Крымским УФАС России начаты разбирательства в отношении сетей автозаправочных станций ООО «Компания Развитие Сервис» (торговая марка CRS) и ООО «ТЭС» по признакам поддержания монопольно высокой цены. Это крупные игроки. На заправках именно этих сетей фиксировались самые высокие цены, и мы задаем вполне резонный вопрос: почему другие более мелкие сети или заправки-одиночки могли позволить держать более низкую цену, а эти крупные сети – нет?
Кроме того, центральным аппаратом ФАС России рассматривается дело, возбуждённое по признакам согласованных действий в отношении компаний, обеспечивающих полуостров нефтепродуктами.
Последние недели наблюдался рост цен на бензин, что обусловлено ростом цены на бирже. Значительного роста цен, по общим прогнозам, не ожидается, Правительство уже вмешалось в ситуацию. Однако точной стоимости цены за литр топлива определить не представляется возможным, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, так как они не относятся к продукции естественных монополий.
На рост цен влияет ряд факторов. Это и рост мировых цен, рост отраслевых издержек, общие инфляционные процессы в экономике нашей страны и т.д.
Необходимо признать, что в Крыму есть логистическая составляющая в цене. Крымский мост запущен, однако все опасные грузы, в том числе и цистерны с моторным топливом поступают через паромную переправу (т.к. это опасные грузы), что соответственно увеличивает итоговую стоимость. Кардинального изменения следует ожидать с запуском железнодорожной ветки моста.

О НАРУШЕНИЯХ В ТЕНДЕРАХ: «НАДО УВЕЛИЧИВАТЬ ГОСЗАКУПКИ У МАЛОГО БИЗНЕСА»

 Глава ФАС России Игорь Артемьев в марте прошлого года заявил, что 95% всех госзакупок - фикция и профанация, поскольку товары и услуги закупаются у единственного поставщика. А чуть позже, в мае 2017-го заявление сделал Тимофей Кураев по поводу нарушений в закупочной деятельности в Крыму. О каких нарушениях шла речь, и было ли среди них нарушение, связанное с закупкой Службы автомобильных дорог Крыма, на которую планировалось потратить 998 млн. рублей? Какие нарушения еще выявлены при изучении госзакупок в Крыму?

Типичные нарушения законодательства о закупках в Крыму и Севастополе мало чем отличаются от типичных нарушений по всей стране. Прежде всего, это попытки «заточить» документацию под «своего» поставщика, протащить «нужного» подрядчика. Под неконкурентной основой подразумевается форма закупки у единственного поставщика. Для создания конкуренции, по нашему мнению, надо увеличивать госзакупки у малого бизнеса, сокращать рыночную долю государственных и муниципальных компаний. Отдельным законопроектом ФАС предложило запретить создание унитарных предприятий на конкурентных рынках вообще. Частный бизнес по определению более эффективен. Упомянутая вами закупка на 998 млн.руб. была связана с обслуживанием автомобильных дорог. По нашему мнению, заказчик искусственно укрупнил в один лот требуемые работы. Согласно выданному предписанию предмет закупки был разбит на менее крупные лоты.

«ЦЕНЫ НА АВИАБИЛЕТЫ ФОРМИРУЮТСЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ»
 
Цены на авиаперелеты в Крым существенно меняются в зависимости от дат и времени года, насколько это оправдано и всегда ли законно с точки зрения антимонопольного законодательства?

Цены на авиаперелеты формируются на конкурентной основе. Об этом свидетельствует анализ динамики средней стоимости перелетов за 2015 – 2018 годов. Так, например, прямые регулярные рейсы из столицы России в Симферополь и обратно обслуживали 13 авиаперевозчиков. Таким образом, ни одна из авиакомпаний не занимает на рассматриваемом рынке доминирующего положения, цены на билеты формируются в условиях конкуренции. Считаем, что снижение цен конечно, возможно. Дополнительные условия для железнодорожного транспорта, конечно, окажут влияние и на авиасообщение. Если еще железнодорожники будут продолжать совершенствовать свою тарифную политику, то это окажет стимулирующее влияние на поведение авиакомпаний.

4-в.рф

Записаться на курсы

Записаться